Трудно быть умным. Еще труднее объяснить окружающим, зачем тебе третье высшее образование. Возраст, время, работа… Да.
Реалии, вполне обычные для начала двадцать первого века.
Немцы с удовольствием признают, что у тебя есть поросенок, если ты счастлив. Мы говорим в гневе о подложенных свиньях. Предпочитаю быть счастливой! К тому же поросята – милые и имеют прямое отношение к науке.

Поросята всегда что-то искали во дворе монастыря, им не было дела до расцвета средневековой мысли, отношений с местным архиепископом, папских предписаний и всей той учености, которой славилась эта добрая женщина.
Она начала в 42 года. Решилась и записала. И разрешила опубликовать. И после этого прожила еще почти столько же – неприлично много по тем временам.
Доктор Церкви, астроном, геолог, драматург, музыкант, физик, врач, мистик и теолог… Мать-настоятельница и душа общества, друг императора и надежда ищущих и увечных. Хильдегарда.
Реалии, необычные для начала двенадцатого века. Немногие помнили бы эту давнюю историю, и девочку, прожившую долгую монашескую жизнь и закончившую ее в почете и славе на благодатных берегах Рейна, если бы ей, по словам Пристли, не удалось построить звездный мост, преодолевший время и пространство, и даже немного опередивший таковые.
По другую сторону моста суждено было встать тоже немцу, Папе Бенедикту XVI, который, спустя почти восемьсот лет, услышал мудрость и откровения женщины – ученого доктора Церкви, святой и провидицы, монахини-бенедиктинки Хильдегарды фон Бинген. Мир был готов повторить все ее открытия, перечитать ее труды, лечиться по ее рецептам и прислушиваться к ее советам. Книги Хильдегарды читают политики и общественные деятели, ученые, спортсмены, режиссеры и многие другие. И просто женщины. И мужчины, чтобы понять умных женщин.
Наставница и подруга Ютта фон Шпонхайм открыла Церкви и миру дары воспитанницы, и личным примером научила ее познавать природу Бога и его творения, а также мере в познании и жизни. Папа Бенедикт открыл миру заново всю глубину гения женщины- служителя и Учителя Церкви. Она приблизила Церковь к миру. Богословие в действии, придающее смысл бесконечности.
Несмотря на народную любовь и почитание в качестве святой еще при жизни, процесс канонизации Хильдегарды прервался в 1243 году, и был возобновлен только в 2010. Церковная бюрократия и коллизии канонического права.
Мир знает Хильдегарду. В России она почти забыта и неизвестна.

Кому нужно это третье высшее? Реалии двадцать первого века диктуют другое. Кругом говорят о том, что люди не читают, не учатся, не обладают элементарными знаниями по истории, и пренебрегают культурой во всех сферах.
Университеты всегда были оазисами, оплотом знаний и культуры.
Это - место спасения для ума, для человека думающего, вне времени и подсчета лет, вопросов «зачем и почему?», вне простого подсчета выгоды или потенциальной зарплаты.
Это – очень хороший поросенок. Так сказали мои немецкие друзья, когда узнали, что я поступила в магистратуру, и могу работать над любимой темой: «Da hast du aber nochmal Schwein gehabt!»
Интересно, что даже известный популяризатор науки Стивен Фрай на обошел своим вниманием гений Хильдегарды и воздал ей должное, вслед за Гвидо д'Арреццо, отметив в своей книге «Неполная, но окончательная история классической музыки»: «Этот человек, родившийся в 1098-м, воистину поднял музыку на новые высоты, заставил всех обратить на нее внимание. Однако более поражает нас в этом композиторе, аранжировщике, поэте и мечтателе одно редкостное качество… он был женщиной!» Там же он предлагает взять в одну руку портрет, а в другую кубок с вином, и поднять тост за «ее ничуть не ведьмячью эксцентричную музыкальность».
Своими метафизическими представлениями Хильдегарда поразила Умберто Эко даже более других женщин-мистиков, хотя его трудно удивить. И он потребовал внести ее имя, наравне с другими, в философские словари.
Хильдегарда фон Бинген хороша для любой эпохи. Или даже слишком хороша. Тем интереснее разобраться, почему.